Государственное бюджетное учреждение

«Региональный центр обработки информации и оценки качества образования»



ФИПИ: При подготовке к ЕГЭ по иностранному языку важно повторить базовую грамматику

Участники ЕГЭ по иностранным языкам, в первую очередь, по английскому языку (их абсолютное большинство), показали хорошие результаты в 2019 году. Содержательный анализ результатов ЕГЭ по английскому языку показывает, что все разделы экзаменационной работы были выполнены несколько лучше, чем годом ранее. Сложности участники экзамена испытывают с выполнением заданий разделов «Письмо» и «Говорение», а также допускают грамматические ошибки. Серию публикаций от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает обзор методических рекомендаций по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 по иностранному языку.
В 2019 году вырос средний балл участников ЕГЭ по английскому языку, увеличилось число выпускников, получивших от 80 до 100 баллов, уменьшилось число тех, кто не набрал минимальный балл. Увеличение доли высокобалльников можно объяснить изменением в разделе «Письмо»: в 2019 году в задании 40 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») предлагалось две темы на выбор. Однако, как и в предыдущие годы, задания с развернутыми ответами (разделы «Письмо» и «Говорение») были выполнены хуже, чем задания на аудирование, чтение и лексико-грамматические.
Наиболее высокие результаты выпускники показали при выполнении заданий по аудированию. Следует отметить в этой связи, что раздел «Аудирование» на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас же он выполняется лучше всех других разделов. Это показывает положительное влияние ЕГЭ на процесс обучения и усиление его практико-ориентированности. Очевидно, что владение иностранным языком предполагает, в первую очередь, понимание устной речи на изучаемом языке. Для части выпускников остается сложным выполнение заданий раздела «Письмо»: здесь результаты заметно ниже результатов выполнения заданий других разделов, что свидетельствует о недостаточно развитых навыках письменной речи. С заданием 40 выпускники со средним и низким уровнем знания языка не справляются или получают низкие баллы. Они не понимают и не могут показать проблемный характер предложенных тем, многие не до конца понимают смысл задания в силу недостаточности своего лексического запаса. Заметно стремление выхватить из формулировки темы какое-то знакомое слово либо произвольно и неверно интерпретировать значение незнакомого слова и написать на этой основе некий текст, имеющий мало общего с предложенной темой и поставленной коммуникативной задачей. Чтобы успешно выполнить это задание, важно правильно понять его смысл, спланировать свое письменное высказывание и построить его без нарушений логики.
Более низкие результаты выполнения письменных заданий свидетельствуют и о недостаточном уровне развития языковых умений: владении лексикой, грамматикой, орфографией. Это подтверждает и анализ выполнения заданий раздела «Грамматика и лексика». В целом результаты выполнения заданий этого раздела вполне удовлетворительные, и они улучшаются из года в год. Вместе с тем, приходится признать, что большинство ошибок в заданиях базового уровня 19-25 на проверку грамматических навыков являются устойчивыми и ежегодно повторяются в работах участников. В первую очередь, к ним отнесем ошибки на употребление местоимений, на использование степеней сравнения прилагательных, форм неправильных глаголов. Этот грамматический материал изучается в начальной школе. По-видимому, в основной и средней школе следует уделять больше внимания повторению и отработке базовой грамматики на основе более сложных текстов расширенной тематики. В ряде случаев участники экзамена делают ошибки, потому что не понимают грамматической структуры предложения и не понимают разницы между грамматикой и словообразованием.


ФИПИ: Участникам ЕГЭ по географии нужно хорошо знать особенности стран мира и регионов России

В 2019 году ЕГЭ по географии в основной период сдавали более 17 тысяч человек, примерно столько же, сколько годом ранее. Участники ЕГЭ успешно справились с решением типовых задач. Сложности у выпускников вызвали задания, требующие объяснить географические процессы и явления, задания по страноведению и географии России. Обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ по географии продолжает серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Экзаменационная работа включает задания, проверяющие содержание всех основных разделов курса географии («Источники географической информации», «Природа Земли», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Страноведение», «География России»). Наибольшее количество заданий базируется на содержании курса географии России.
Наиболее успешно участники справились с заданиями, требующими применения географических знаний для решения типовых учебных задач. Большинство выпускников умеют читать географические карты, определять по ним координаты и расстояния, составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм.
Типичной ошибкой остается неумение сопоставлять ответ с вопросом. Так, до 5% ошибок было связано с тем, что вместо требуемого в вопросе субъекта РФ экзаменуемые в качестве ответа записывают страну и наоборот.
Сложными для участников экзамена оказались задания, проверяющие понимание географических процессов и явлений в геосферах, задания по страноведению, в которых проверялось знание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира. Участники ЕГЭ также испытывали затруднения при выполнении заданий, проверяющих знание особенностей природы населения и хозяйства крупных географических районов России, особенностей географии промышленности и сельского хозяйства нашей страны.
Наиболее сложными в ЕГЭ 2019 года были задания, проверяющие умение использовать географические знания для объяснения различных географических процессов и явлений. Немногие выпускники смогли проследить цепочки причинно-следственных связей географических явлений и процессов.
Дополнительного внимания требует усвоение климатообразующих процессов и факторов, закономерностей изменения климата, особенностей и следствий движения Земли.
При подготовке к экзамену важно отработать планы характеристик географических объектов: рек, климатических поясов, природных зон. При правильном составлении комплексных характеристик, в соответствии с планом, более четко проявляются взаимосвязи и взаимообусловленности всех оболочек Земли.
В процессе подготовки нужно уделить время упражнениям, нацеленным на отработку физико-географических понятий, установление причинно-следственных и пространственно-временных связей между природными процессами (явлениями) для объяснения особенностей их проявления на определенных территориях. Избежать досадных ошибок, вызванных непониманием текста заданий, поможет их внимательное чтение.


Напоминание о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2020

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что заявления на участие в ЕГЭ-2020 можно подать до 1 февраля включительно.

ЕГЭ в 2020 году традиционно пройдет в три этапа: досрочный (с 20 марта по 13 апреля), основной (с 25 мая по 29 июня) и дополнительный (с 4 по 22 сентября). Ознакомиться с расписанием экзаменов можно на Официальном информационном портале ЕГЭ.

В соответствии с Порядком государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ в досрочный период и резервные сроки основного периода ЕГЭ, выпускники текущего года – в основные сроки основного периода. Выпускники, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, могут также сдать их в резервные дни.

Для обучающихся экстернов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период.

В заявлении на участие в ЕГЭ необходимо перечислить предметы, которые участник планирует сдавать. При этом можно указать любое количество предметов. Два экзамена – русский язык и математика – являются обязательными для выпускников текущего года. Успешная сдача этих предметов необходима для получения аттестата о среднем общем образовании. Выпускники текущего года могут выбрать для сдачи только один уровень ЕГЭ по математике: базовый или профильный. Выпускники прошлых лет, имеющие аттестат, могут зарегистрироваться на участие в ЕГЭ по математике только профильного уровня.

Остальные предметы сдаются участниками по их выбору и необходимы тем, кто желает продолжить обучение в вузе. Выбирать предметы для сдачи необходимо с учетом того, по какой специальности или направлению подготовки намерен продолжить обучение участник ЕГЭ, и какие предметы вуз будет засчитывать в качестве вступительных испытаний. Перед подачей заявления следует ознакомиться с этой информацией на сайтах выбранных вузов.

Выпускники текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту обучения. Выпускники прошлых лет должны подать заявление в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Заявления подаются обучающимися и выпускниками прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и доверенности.

Обучающиеся и выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в особых условиях организации экзаменов, при подаче заявления должны предъявить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники экзаменов дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления должны предъявить оригиналы документов об образовании или их заверенные копии. Оригинал или копия иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления предъявляют справку из своей образовательной организации, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.

Оригинал справки предъявляется обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранной образовательной организации, с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Изменить выбранные сроки участия в ЕГЭ можно только при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ЕГЭ подают заявление с указанием сроков участия в ЕГЭ в государственную экзаменационную комиссию.


С 10 января 2020 года начинается прием заявок претендентов для участия в конкурсном отборе по программе «Земский учитель» на федеральном портале http://zemteacher.edu.ru/


После подачи заявки на федеральном портале документы претендентов в полном объеме в соответствии с п. 4.1. Приложение 2 к постановлению Правительства РБ от 26.12.2019 № 701 подаются:
1) в электронном виде нотариально заверенные копии на электронный адрес regionoperator03@mail.ru;
2) на бумажном носителе региональному оператору ГБУ «РЦОИ и ОКО» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 2.

По дополнительным вопросам обращаться по тел. 8(3012)200-340


С новым годом!

Пусть этот год принесет много счастья, удачи, улыбок, тепла и света.
Пусть он будет полон ярких красок, приятных впечатлений и радостных событий.
Желаем Вам в новом году быть здоровыми, красивыми, любимыми и успешными!



Утверждено расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2020 год

Минюст России зарегистрировал совместные приказы Минпросвещения России и Рособрнадзора, утверждающие расписание единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2020 год.
ЕГЭ в 2020 году традиционно пройдет в три этапа: досрочный (с 20 марта по 13 апреля), основной (с 25 мая по 29 июня) и дополнительный (с 4 по 22 сентября). Начнется досрочный период ЕГЭ с экзаменов по географии и литературе, основной – географии, литературе и информатике. Для проведения ЕГЭ по обществознанию в 2020 году не планируется выделять отдельный день, во время досрочного периода он будет совмещен с информатикой, во время основного – с химией. В каждом из периодов проведения экзаменов предусмотрены резервные сроки. Расписание экзаменов во время основного периода ЕГЭ составлено таким образом, чтобы между основными экзаменационными сроками был перерыв не менее двух дней.
В соответствии с Порядком государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ в досрочный период и резервные сроки основного периода ЕГЭ, выпускники текущего года – в основные сроки основного периода. Выпускники, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, могут также сдать их в резервные сроки. Принять участие в ЕГЭ в иные сроки можно только при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.
Выпускники, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов (русскому языку или математике), могут пересдать этот предмет в резервные дни. Получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов в резервный день, либо неудовлетворительный результат по обоим обязательным предметам, могут участвовать в ЕГЭ по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный (сентябрьский) период.
ОГЭ для выпускников 9 классов также пройдет в три этапа: досрочный (с 21 апреля по 16 мая), основной (с 22 мая по 30 июня) и дополнительный (с 4 по 18 сентября).
Выпускники 9 классов должны сдать экзамены по четырем предметам: двум обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору. Пересдача при неудовлетворительном результате также возможна в резервные дни и в сентябрьские сроки. С расписаниями ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ можно ознакомиться на Официальном информационном портале ЕГЭ и Официальном информационном портале ГИА-9.
Заявления на участие в ГИА-11 принимаются до 1 февраля 2020 года, на участие в ГИА-9 – до 1 марта 2020 года.


Об экспертном семинаре «Результаты апробации модели оценки использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей»

19 декабря 2019 г. на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» (г. Новосибирск) состоялся экспертный семинар «Результаты апробации модели использования единых федеральных оценочных материалов при оценке предметных и методических компетенций учителей», в котором приняли участие около 150 человек из более чем 20 регионов РФ. В работе семинара приняла участие специалист отдела оценки качества образования ГБУ «РЦОИ и ОКО» Степанец О.В.

Мероприятие проводилось по заказу Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Российской Федерации. С приветственным словом выступили Герасев А.Д., ректор ФГБОУ ВО «НГПУ» и Малина С.С., заместитель начальника управления молодежной политики Министерства образования Новосибирской области.

На семинаре были представлены результаты проекта, руководителем которого является проректор по стратегическому развитию НГПУ Алтыникова Н.В., в докладе она отметила, что в исследовании приняли участие более 3 тысяч учителей из 47 субъектов РФ. Это учителя биологии, химии, физики, астрономии. Для реализации проекта были приглашены преподаватели университета, сотрудники Московского центра развития кадрового потенциала образования, представители региональных органов исполнительной власти, общественно-профессиональные организации.

О проблемах и рисках оценки профессионализма педагогов высказал мнение  Загидуллин Р.Р., эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Председатель Новосибирской областной общественной организации Профсоюза Сутягина С.Г. доложила о возможности использования ЕФОМ в процедурах аттестации педагогических работников.

Об опыте Новосибирской области по оценке компетенций учителей рассказала директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Ярославцева Н.В.

После пленарного заседания на экспертной сессии выступили разработчики, эксперты и участники проекта по результатам апробации модели использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей.




ФИПИ: При подготовке к ЕГЭ по физике стоит уделить больше внимания лабораторным работам и экспериментам

В ЕГЭ по физике в 2019 году наиболее успешными были школьники, изучавшие предмет по программам углубленного уровня. Сложности с выполнением заданий были связаны с неумением анализировать условие задачи и давать ее полное решение. Отрицательно на результатах экзамена сказывается и недостаток опыта в проведении лабораторных работ и экспериментов. Очередной обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) посвящен физике.
Материал механики и молекулярной физики участники ЕГЭ-2019 усвоили примерно на одинаковом уровне. Улучшились и результаты по электродинамике, особенно за счет роста средних процентов выполнения заданий базового уровня и расчетных задач на законы постоянного тока. Но так же, как и в прошлые годы, наблюдается отставание в освоении элементов содержания квантовой физики.
Наиболее успешно выполняются задания на определение значения физических величин с использованием различных формул, а также на анализ изменения физических величин в различных процессах.
Наблюдается некоторое снижение результатов выполнения заданий на проверку методологических умений, в основном за счет заданий на использование метода рядов.
В контрольных измерительных материалах по физике используются задания, базирующиеся на фотографиях или рисунках различных лабораторных и демонстрационных опытов. Для этих заданий результаты выполнения оказались существенно ниже, чем для других заданий по этой же теме, не использующих контекст опытов. Эти факты свидетельствует о недостаточном внимании к практической части курса или об отсутствии необходимого оборудования для проведения лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. Стоит отметить, что замена реального эксперимента компьютерным моделированием или даже видеосюжетами с записью опытов не дает того обучающего эффекта, как самостоятельное проведение школьниками наиболее важных опытов и обязательных лабораторных работ.
Значительно повысились результаты решения качественных задач и расчетных задач, особенно тех, к решению которых применимы типовые алгоритмы. Но здесь по-прежнему фиксируется ряд проблем.
Первая – в умении анализировать условие задачи. Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в оформление задачи, в рамках которого, кроме записи «Дано» и рисунка (при необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в 100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения.
Вторая – недостатки, связанные с полнотой представления решения. У участников экзамена бытует ошибочное мнение о том, что наличие верного ответа – это гарантия получения максимального балла за решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка рассуждений.



Итоговое сочинение (изложение) в Республике Бурятия

В Республике Бурятия 04 декабря 2019 году в написании итогового сочинения приняли участие 5760 человек (в 2018 г. – 5474 чел), из них обучающиеся СПО 1 человек (в 2018 г. -45 чел), выпускников прошлых лет 2 человека.
Досрочно завершивших и удаленных участников итогового сочинения не было.
Доля участников получивших «незачет» в 2019 году составила 3% или 173 чел. (в 2018 г. – 2,14% или 117 чел.). Доля выпускников получивших «зачет» составила 97,00% или 5587 человек.

Самой популярной темой для написания сочинения стала «Добро и зло» (2530 участников – 43,92 %), на втором месте «Гордость и смирение» (1340 участников-23,26 %), на третьем месте « Он и она» (1046 участников-18,16%), 750 участников (13,02%) выбрали темы направления «Надежда и отчаяние», 94 (1,63%) - «Война и мир» – к 150-летию великой книги».

В итоговом изложении приняли участие 129 человек (в 2018 г.-202 чел.). Доля участников получивших «незачет» 1,55% или 2 участника (в 2017 г. – 1,49% или 3 участника). Доля участников получивших «зачет» – 98,45% или 127 человек.



ФИПИ: Участникам ЕГЭ по истории не стоит заучивать шаблоны сочинений

Выпускники 2019 года выполнили экзаменационную работу по истории лучше, чем их предшественники годом ранее. Хорошее знание истории – залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать. Серию публикаций от специалистов ФИПИ продолжает обзор методических рекомендаций по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 по истории.
Участники ЕГЭ 2019 года успешнее выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с исторической картой и иллюстрациями.
Наиболее трудным для выпускников 2019 года, как и для выпускников предыдущих лет, оказалось задание 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения.
При написании исторического сочинения (задание 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи.
Хотелось бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только низким/нулевым баллом. Подобное заучивание также не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений. Нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.
ЕГЭ по истории 2019 года подтвердил простую истину: чтобы хорошо сдать экзамен, надо знать историю. Знания выступают основой для достижения высокого результата на экзамене.
Что именно надо знать? Прежде всего, основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса. Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию.
При подготовке к экзамену рекомендуем обратить также внимание на совершенствование историко-географических знаний и навыков работы с картографической информацией. Успешно сдать экзамен смогут выпускники, которые не только держат в голове значительное количество дат, фактов, терминов, имён и фамилий, но умеют самостоятельно на основе анализа исторического материала устанавливать причины и последствия, значение важнейших исторических событий, интерпретировать исторические факты, аргументировать свою точку зрения на исторические события, явления, процессы, анализировать источники исторической информации, представленные в различной форме (текст, историческая карта, изображение, статистическая таблица, график) и делать выводы.


Об участии в общественном обсуждении

16 декабря 2019 состоится общественное обсуждение в режиме видеоконференцсвязи на тему: "О готовности системы образования к введению с 2022 года обязательного ЕГЭ по иностранному языку", которое проводит член Президиума Генерального совета Партии, Координатор федерального партийного проекта "Новая школа", депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Аршинова.
На общественное обсуждение приглашены директора и учителя школ, эксперты в сфере образования и представители родительских сообществ.


«Реализация основных направлений развития современного российского образования»

13 декабря 2019 года на базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП» в целях содействия реализации федеральной программы «Земский учитель», федеральных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» состоялся семинар «Реализация основных направлений развития современного российского образования» для учителей, директоров, заместителей директора, специалистов управлений образования.

Открыли семинар Цыдыпов Ж.Г. – начальник отдела кадровой и организационной работы Министерства образования и науки Республики Бурятия и Цыренов В.Ц. - ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н.

Сотрудники ГБУ «РЦОИ и ОКО» приняли участие в работе данного семинара. С докладами «Оценка качества образования: анализ проблемных зон» и «О стратегии реализации программы «Земский учитель» в Республике Бурятия» выступили Бреславская Т.С. – начальник отдела оценки качества образования, к.с.н. и Степанец О.В., специалист отдела оценки качества образования.

На семинаре освещались также следующие темы: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся», «Цифровые образовательные технологии в начальной школе на примере Яндекс. Учебник», «Меры поддержки школ с низкими образовательными результатами и работающими в сложных социальных условиях» и т.д.




Выездной семинар в Окинском районе

     В соответствии с Дорожной картой подготовки к проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Республике Бурятия в 2020 году ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» провел с 11 по 12 декабря 2019 г. очередной выездной семинар «Оценка качества образования: основные тенденции и проблемы 2019-2020 учебного года» в Окинском районе. Мероприятие прошло на базе «Орликской СОШ».

    В работе семинара приняли участие специалисты отдела оценки качества образования ГБУ «РЦОИ и ОКО» - Найданова О.Б. и Литвиненко Е.В., а также эксперты предметных комиссий: Цыдыпова Л.Г. (русский язык), Будаева Т.В. (биология), Чагдуров А.Н. (физика), Гомбожапова С.Д. (математика), Дамбаева И.О. (английский язык), Гунтыпова Э.С. (общество).

    Эксперты предметных комиссий провели консультации для учителей-предметников и выпускников 9 и 11 классов по разным дисциплинам. Это поможет будущим участникам ГИА подготовиться к экзаменам.

     На семинар были приглашены руководители образовательных организаций, заместители директоров по УВР, руководители пунктов проведения экзамена. В рамках работы семинара были заслушаны доклады специалистов ГБУ «РЦОИ и ОКО»: «Окинский район: анализ проблемных зон по итогам оценочных процедур 2019 года», «Школы с НОР: перевод в режим эффективности», Итоги государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования  в 2019 году в Окинском районе Республики Бурятия»,  «Школы с признаками необъективности: причины попадания в «черный список».

    ГБУ «РЦОИ и ОКО» выражает признательность заместителю начальника РУО Окинского района Зандеевой Ринчиме Александровне, муниципальному администратору Самбяловой Елизавете Баировне, специалистам отдела образования, директорам образовательных организаций - Шарастепанову Баиру Дашеевичу, Дырхееву Аюру Бадмаевичу, учителям, учащимся Окинского района за активное участие в работе выездного семинара.




Исследование компетенций учителей 2019. Итоги

28 ноября 2019 г. в Москве состоялся экспертный семинар «Результаты апробации модели оценки компетенции работников образования общеобразовательных организации» в рамках Зимней конференции по оценке качества образования. В нем приняли участие Музаев А.А., заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Семченко Е.Е., начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти РФ, Станченко С.В., директор ФГБУ «ФИОКО», разработчики диагностических материалов – сотрудники ФГБОУ ВО «НГПУ».

От республики в работе семинара участвовали: специалист отдела оценки качества образования ГБУ «РЦОИ и ОКО» Степанец О.В. и эксперты по проверке диагностических работ по географии и английскому языку - Хахинова С.Д. и Дамбаева И.О.

Музаев А.А. в своем докладе особое внимание уделил необходимости получения объективных данных о качестве образования, которые возможно получить путем проведения независимых оценочных процедур в рамках единой системы оценки качества образования. Подобные процедуры разработаны (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) и уже имеют свою историю внедрения в отношении учащихся, в отношении педагогов такая единая для всей страны система разрабатывается впервые.

В 2019 г. в апробации модели оценки компетенции работников образования общеобразовательных организации в России приняли участие 14607 учителей и 671 руководителей из 72 регионов, 265 экспертов прошли обучение и были привлечены к проверке работ.

С 23 по 30 октября 2019 г. 158 учителей и 9 руководителей образовательных организаций из восьми муниципальных образований Республики Бурятия приняли участие в данном исследовании.

К созданию диагностических материалов был привлечен ФГБОУ ВО «НГПУ». Предложенные материалы для учителей и руководителей содержали: задания на оценку методических компетенций; задания формата PISA; тестовые задания на оценку предметных компетенций.

В рамках диагностики у учителей и руководителей выявлялась сформированность следующих компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, ИКТ, управленческих. Задания на выявление предметных и методических компетенций распределялись по уровню сложности: высокий, повышенный, базовый.

Диагностика позволила выявить профессиональные дефициты у педагогов. Например, по географии, по результатам исследования, выявлен низкий уровень сформированности методических компетенций, в т.ч. умение проектировать задания, направленные на формирование личностных образовательных результатов обучающихся. По биологии, наиболее низкие результаты были показаны по всем видам заданий, связанных с ИКТ. Среди прочих отмечены проблемы формулировки целей в соответствии с требованиями ФГОС, а также в части индивидуальных заданий для детей ОВЗ и для одаренных детей по разным предметам. Отсюда соответственно рекомендации по повышению квалификации на разных уровнях: от необходимости самообразования до совершенствования работы системы повышения квалификации. В будущем возможно использование оценочных материалов для установления соответствия квалификационным требованиям.

19 декабря 2019 г. в г. Новосибирск состоится новый экспертный семинар по результатам апробации модели использования единых федеральных оценочных материалов при оценке предметных и методических компетенций учителей. К этому времени участники исследования, а также региональные операторы должны будут получить результаты по своему региону.




Семинар «Дошкольное образование сегодня» 6 декабря 2019 г.

    6 декабря 2019 года при поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия и ГБУ «РЦОИ и ОКО» состоялся семинар «Дошкольное образование сегодня» по системе оценки качества дошкольного образования для заведующих, воспитателей и методистов дошкольных образовательных организаций. С приветственным словом выступила специалист отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия Зайцева Алена Алексеевна.

   Руководитель центра дополнительного образования АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Рюпина Татьяна Сергеевна, выступила с темой: «Мониторинг качества дошкольного образования с фокусом на индивидуализацию образовательной деятельности» - современное понимание качества дошкольного образования; МКДО 2019 - национальная комплексная система оценки качества дошкольного образования. Принципы, объекты и инструментарий МКДО, а также с докладом: «ВДОХНОВЕНИЕ. Программа поддержки индивидуализации дошкольного образования» - суть, принципы и преимущества ООП "Вдохновение". Комплексное решение для ДОО: обучение и информационно-методическая поддержка; организация и оснащение образовательного пространства; учебные, методические и диагностические материалы; контроль и оценка качества дошкольного образования; электронные ресурсы.

     Мероприятие состоялось в актовом зале Байкальского колледжа туризма и сервиса, его посетили 83 участника.

     С материалами семинара можно ознакомиться по ссылке




Об итоговом сочинении (изложении) в 2019-20 учебном году

В 2019-2020 учебном году основной этап итогового сочинения (изложения) состоится 04 декабря 2019, дополнительные этапы - 05 февраля 2020, 06 мая 2020 года.
Для участия в итоговом сочинении в Республике Бурятия зарегистрировано 5821 участников, в изложении - 139.
Озвучены пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

В целях организации подготовки к итоговому сочинению (изложению) в 2019-2020 учебном году, на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" в разделе "Итоговое сочинение" опубликованы следующие методические материалы по итоговому сочинению (изложению) для использования в работе:
1) Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы;
2) Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению;
3) Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.

На официальном сайте Рособрнадзора, официальном информационном портале ЕГЭ, официальном Yutube-канале Рособрнадзора, официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" также размещены мультимедийные учебные материалы (видеоролики) для участников итогового изложения, участников итогового сочинения и для учителей.


В Правительстве РБ прошло заседание коллегии Министерства образования и науки РБ

На встрече обсудили вопросы сохранения и развития бурятского языка в республике, нормативно-правовые механизмы организации обучения детей с ОВЗ, вклад муниципалитетов в интегрированный показатель качества образования, а также коллегией утвержден План деятельности Министерства на 2020 год.

Тема изучения бурятского языка, его развития и сохранения является актуальной задачей деятельности Министерства. О реализации госпрограммы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в РБ» рассказал Баир Балданов, руководитель республиканского Центра по сохранению и развитию бурятского языка.

- На 2019 год проведена большая работа по созданию условий внедрения бурятского языка: в 109 детских садах появились группы с погружением в бурятскую языковую среду. В 448 школах из 471 также ведется работа по внедрению языка, тем самым изучения бурятского языка в образовательных учреждениях составляет 95%, - отметил Баир Балданов.

Также было отмечено, что за этот год были переизданы и растиражированы учебники, в свет вышел новый детский журнал на бурятском языке «Бэрхэшуул», на телевидении показывают программы на бурятском языке, такие как «Тухэриг».

О вкладе муниципалитетов в улучшении показателей качества образования с докладом выступила Джамиля Чимитова, директор Регионального центра обработки информации и оценки качества образования. Она отметила, что муниципалитеты и образовательные организации должны реально оценивать свой вклад в качество общего образования Республики Бурятия, исходя из внутренней оценки и анализа интегрированного показателя качества образования.

Также на заседании коллегии был утвержден наградной материал и План деятельности Министерства образования и науки РБ на 2020 год.

Напомним, коллегия министерства - совещательный орган, основной задачей которого является выработка решений по важнейшим вопросам, связанным с осуществлением функций государственного управления в установленной сфере деятельности.


Специалисты Рособрнадзора ответили на вопросы об организации ЕГЭ и ОГЭ

Организацию государственной итоговой аттестации обсудили участники круглого стола, прошедшего в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора. Участие в нем приняли начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский, директор Федерального центра тестирования Анастасия Зырянова, директор школы №1950 города Москвы Екатерина Паршина.
Анастасия Зырянова рассказала о внедрении новой технологии передачи контрольных измерительных материалов ЕГЭ в пункты проведения экзаменов по сети «Интернет». В 2019 году эта технология была впервые применена при проведении ЕГЭ в девяти регионах.
«Это сокращает расходы на транспортировку, время доставки, повышает защищенность материалов. По результатам тестирования этой технологии было принято решение, что она перспективна. В этом учебном году количество регионов, использующих передачу по сети будет увеличено, и, я думаю, что через два-три года все регионы перейдут на эту технологию», - сказала Анастасия Зырянова.
Отвечая на вопрос о том, почему школы часто нагнетают обстановку перед экзаменами, Игорь Круглинский отметил, что родители должны получать всю информацию в школе, и эта информация должна быть понятна и доступна. Мало кто из родителей будет разбираться с нормативными актами или смотреть длинные видеоролики на эту тему. Нужны информативные родительские собрания, где родители смогут получить все ответы на свои вопросы о том, как проходит сам экзамен, какова процедура.
Екатерина Паршина согласилась с тем, что большинство проблем возникает из-за отсутствия осведомленности, непонимания. И что привычный формат родительских собраний давно устарел. В Москве, например, они проводятся в другом формате. Это скорее лекторий для родителей и детей, а также и педагогов, с которыми также нужно работать.
Анастасия Зырянова подчеркнула значимость ВПР, как механизма, который поможет снять напряжение у детей и родителей. Если ребенок в 4 и 5 классах проходит проверку знаний, то к ГИА в 9-м классе он уже будет более спокоен и подготовлен. Игорь Круглинский рассказал, что даже если выпускник 9 класса на сдал два обязательных экзамена и не получит аттестат, у него есть возможность продолжить обучение. Во-первых, у такого школьника есть еще три возможности в разное время пересдать экзамены. Во-вторых, есть специальности, на которые можно поступить в колледж и без аттестата, а лишь предъявив справку. «Нормативными актами предусмотрено, что на ряд специальностей возможен прием граждан без аттестата. Но эти специальности не будут считаться следующим уровнем образования», - пояснил он.
Подводя итоги круглого стола, эксперты отметили, что в последние годы каких-то глобальных проблем с проведением ГИА нет, процедура регламентирована и понятна организаторам и участникам. Тем не менее, на сайте Рособрнадзора есть форма обращения граждан для любых предложений, с помощью которой можно направить свои предложения или урегулировать проблемы, которые могут возникнуть при организации экзаменов.


Семинар-совещание «Итоги оценочных процедур в Республике Бурятия в 2018-2019 учебном году и основные тренды 2019-2020 учебного года»

27 ноября 2019 года прошел республиканский семинар-совещание «Итоги оценочных процедур в Республике Бурятия в 2018-2019 учебном году и основные тренды 2019-2020 учебного года».

Организаторами семинара-совещания выступили ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия, Комитетом по надзору и контролю в сфере образования и науки, а также ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

 



Читать полностью


Меню контента :

ссылки контента
все категории
все авторы
архив
смотреть недавние элементы

Опрос 1243 ответа

Соответствует ли качество образования в Вашей школе современным требованиям?


Предыдущие голосования

Январь 2020
Нет событий в этом месяце.

ВсПнВтСрЧтПтСб



1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031