Независимая оценка качества образования
ГБУ "Региональный центр обработки информации и оценки качества образования"
08.09.2016 03:23

Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в Российской Федерации является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОКО, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности было закреплено федеральным законом 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Впервые на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями.

В целях оказания методической помощи при реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» Минобрнауки России (письмо № АП – 512/02 от 03 апреля 2015 года) направило новые Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Принципы НСОКО указаны в статье 95 273–ФЗ «Об образовании в РФ»:
1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).
3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В Плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования является «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.

Оценка качества образования должна определять уровень учебных достижений учащихся в соответствии с принятыми государственными стандартами. Поэтому в современных условиях актуальной задачей становится разработка независимого эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество образования учащихся, независимо от типа и вида образовательной организации и региональных особенностей.

В стратегии развития оценки качества российского образования ключевая роль отводится региональным системам независимой оценки качества, которые должны обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в регионе, представить информационный базис для принятия управленческих решений.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в декабре 2015 года был объявлен конкурс региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 гг. в рамках задачи 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» по мероприятию: 5.1. «Развитие национально- региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества» - Республика Бурятия стала одним из 29 победителей данного конкурсного отбора.











ГБУ "Региональный центр обработки информации и оценки качества образования"
( http://burinko.ru/page.php?28 )